twitter
rss

Мы-Ярославичи

Праздник Букваря


Готовность к школе

Показатели развития ребёнка к семи годам
Уважаемые родители!
Очень важно, чтобы при поступлении в школу ваш ребенок обладал необходимыми способностями, умениями и знаниями.
Предлагаем вам познакомиться с основными ориентирами развития детей старшего дошкольного возраста.
Наблюдая за своим ребенком по этим показателям, вы сможете оценить степень его готовности к школе, выбрать тип образовательного учрежфдения, наиболее соответствующий индивидуальным особенностям и интересам будущего первоклассника.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Проявляет доброту, заботу; способен попросить о помощи и оказать ее; уважает желания других людей; умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; хорошо ориентируется в новой обстановке; понимает разное отношение к нему окружающих; умеет заметить изменение настроения, эмоционального-состояния близких взрослых и сверстников
способен управлять своим поведением и способами общения; может включиться; в совместную деятельность со взрослыми; и сверстниками, не мешая своим поведением другим;
проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками; умеет соблюдать необходимую дистанцию между собой, другими детьми и взрослыми; умеет адекватно оценить себя в сравнении с другими людьми.

РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений;
проявляет интерес к пересказу знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
умеет составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.
умеет самостоятельно, последовательно передавать содержание
небольших литературных текстов;
в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
правильно произносит все звуки родного языка;
умеет интонационно выделять заданный звук в начале слова;
умеет различать гласные и согласные звуки;
умеет членить слова на слоги;
умеет строить простые предложения из 4 и более слов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Умеет считать и отсчитывать предметы заданного количества;
умеет называть предыдущее и последующее число от заданного;
знает цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
умеет соотносить цифру и число предметов;
умеет измерять длину предметов с помощью условной меры;
умеет различать и называть геометрические фигуры: круг,
квадрат, треугольник;
умеет делить круг, квадрат на две и четыре части;
умеет ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
выполняет элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть - целое»;
способен объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт и др.);
владеет обобщенными способами, деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки из разных материалов;
способен находить варианты решений задач откры того типа (в конструировании, играх, рифмотворчестве);
использует символические средства для позна ния окружающего (моделирование, чтение карт, пла нов, схем); может использовать их и как средства за поминания;
способен планировать свои действия и регулиро вать процесс их выполнения;
в рассуждениях может учитывать позицию другого ребенка, взрослого;
проявляет разнообразные познавательные интере сы (хочет узнать, как устроен мир живой и неживой при роды, движущиеся объекты и др.);
уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите лей, перечислить состав семьи.
иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
знать правила поведения в общественных местах.
знать правила безопасного поведения на улице.
иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
знать названия частей суток и их последовательность
может самостоятельно экспериментировать с но выми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;
имеет элементарные знания об истории и природ ных условиях жизни родной страны и родного города; различает общее и специфическое в культурных тради циях и обычаях разных городов.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Знаком с множеством литературных произведений; может пересказать выбранную им самим сказку или рас сказ, выразительно прочитать небольшое стихотворение;
пытается сочинять сказки; проявляет интерес к иг ре с рифмой и словом;
имеет определенный опыт восприятия произведе ний изобразительного и прикладного искусства, в том числе подлинников, проявляет к ним интерес, эмоционально реагирует и понимает художественное содержа ние, может самостоятельно создать индивидуальный об раз в творческой изобразительной деятельности;
эмоционально- откликается на красоту природы одежды и убранства помещения; может участвовать в коллективной декоративной дизайн деятельности, со блюдая принципы эстетического единства пространства;
эмоционально и увлеченно слушает музыку, вос принимает и осмысливает целостный музыкальный об раз, может определить элементарные жанр и форму му зыкального произведения;
пользуясь свободными пантомимическими движе ниями, может воспроизвести общий характер и динами ку развития музыкального образа; основные и танцеваль ные движения исполняет выразительно и достаточно легко;
может придумать небольшую танцевальную ком позицию;
исполняет простые песни в удобной тональности и соответствующем его голосу диапазоне; владеет элемен тарными певческими навыками;
играя на детских музыкальных инструментах, мо жет воспроизвести динамику, темп и ритмический рису нок пьесы; подбирает по слуху простые мелодии; может играть в ансамбле и оркестре; импровизирует на детских музыкальных инструментах.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Состояние физического развития старших дошколь ников определяется по следующим показателям:
по положительным изменениям в физическом и функциональном развитии ребенка; устойчивости к из менениям внешней среды (хорошая сопротивляемость к заболеваниям, сравнительно легкое, непродолжитель ное их течение без осложнений); качеству засыпания и сна; аппетиту (без отрицательного отношения к отдель ным видам пищи); достаточно хорошей физической и умственной работоспособности; умению сохранять пра вильную осанку;
по способности самостоятельно выполнять необхо димые бытовые операции (охотно включается в занятия, игры, дежурства, выполняет гигиенические процедуры, владеет навыками самообслуживания);.физической ак тивности (не менее 50-60 процентов времени бодрство вания); удовольствию от пребывания на открытом возду хе в любую погоду (не менее 4 часов в день);
по хорошей физической подготовке/соответствую щей нормальным показателям возрастного развития мо торики;
по уверенному владению «азбукой движений» (об ладает элементами техники всех видов жизненно важ ных движений, базовыми умениями и навыками в спор тивных играх); по умению самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;
по уровню развития произвольности действий: умеет поставить двигательную задачу (цель действия), выбрать способы для ее решения, соотнести последова тельность, направление, характер действий с образцом (отразить их в словесной форме); прилагает волевые
усилия: выдержку, настойчивость, решительность, сме лость — для достижения поставленной цели.


КАК ВЫЯВИТЬ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНУЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?
Задание для взрослых:
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обрати те внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель – наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распреде лить роли и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?
Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант - ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуа ций общения, признает авторитет взрослых).
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важ ность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к по
лучению новых знаний);
умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслу шать, по необходимости уточнить задание);
развитие школьно-значимых психологических функций, познава тельных способностей:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уве ренно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение
правильно определять: выше - ниже, вперед - назад, слева — справа)
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно пе ренести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру -
зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
развитие логического мышления (способность находить сходство
и различия разных предметов при сравнении, умение правильно
объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать вни мание на выполняемой работе в течение 15—20 минут);
развитие произвольной памяти (способность связывать запомина емый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-
ситуация).
Как правильно организовать рабочее место ученика
Накануне учебного года, а тем более первого в жизни, родители заботятся о том, где ребенок будет готовить уроки. Очень важно, чтобы во время занятий у него со хранялась правильная поза — прямое положение корпу са, небольшой Наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе. При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги — на пол или на подставку. Подберите мебель, соответствующую росту. Убедиться в том, что вы не ошиблись в своем выборе, довольно просто. Стол должен быть выше локтя ребенка на 2-3 см, а сиденье стула — у колена. Ес ли окажется, что стол высок, можно нарастить стул, по ложив на него жесткую подушечку. Не забудьте о под ставке для ног.
Правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4-5 см заходит за край стола. Если же он отстоит далеко, то приходится тянуться к столу.
Сидеть длительное время без опоры, например, на та бурете, тяжело, особенно младшим школьникам. В этом возрасте позвоночник еще сохраняет большую гибкость и податливость, поэтому неправильная поза может вы звать его искривление и даже ослабить зрение.
Более 30 лет назад исследования чешских врачей убе дительно показали, что если 6-7-летние школьники в течение двух часов занимаются в неправильной позе, то это может привести к таким изменениям позвоночника, которые не исчезнут даже через сутки.
Не случайно поверхность классической школьной парты была наклонной, так же как и поверхность ста ринной конторки. Это создает наиболее удобное с точки зрения физиологии расположение книги и тетради по отношению к глазам. Рекомендуемый медиками угол на клона составляет 30-45 градусов.
Сейчас в продаже есть довольно большой выбор дет ской мебели. Можно подобрать так называемую, мо дульную, которую легко изменить в зависимости от це ли ее использования, как бы «растущую» вместе с ребенком. Наличие гигиенического сертификата помо жет вам убедиться, что эта мебель безопасна по своей конструкции и использованным материалам.
Если в семье нет возможности обеспечить ребенка от дельным столом для занятий, необходимо отвести ему хотя бы постоянное место за общим столом. Но уже не менять его, чтобы возникли прочные ассоциации, на страивающие ученика на деловой лад.
Нередко приходится наблюдать, как, садясь зани маться с самыми лучшими намерениями, ученик то и де ло отвлекается: то понадобился карандаш, то линейка, то еще что-то. На поиски уходит время, а главное — рас сеивается внимание. Поэтому проследите, чтобы на сто ле не было лишних вещей, все было под рукой и не при ходилось тратить время на поиски необходимого.
Важное значение имеет освещенность. Наиболее ра ционально, если стол стоит рядом с окном и свет падает слева. Кстати сказать, немытые стекла поглощают в среднем до 20 процентов световых лучей. А к концу зи мы, когда накапливается особенно много пыли, потери достигают 50 процентов. Тюлевые занавески и высокие цветы на окнах «съедают» также много света.
Осенние и особенно зимние дни коротки, и без настольной лампы не обойтись. Мощность электрической лампочки должна быть не менее 75 Вт. Слишком яркий свет, а тем более лампа без абажура, ослепляет, вызывает резкое напряжение, утомляет. Лучшими считаются ма товые абажуры, зеленого или желтого цвета. Одновре менно полезно и общее освещение для того, чтобы не соз давалась резкая граница между светом и темнотой — контраст быстро утомляет глаза, появляется чувство на пряжения и рези. Если в таких условиях работать подол гу изо дня в день, может возникнуть спазм аккомодаци онной мышцы, то есть создаются предпосылки для развития или прогрессирования близорукости.
Напряжение снижается, если книга достаточно удалена от глаз. Расстояние это должно быть не менее 30 сан тиметров. Ребенка можно научить легко проконтролиро вать себя: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Особен но внимательно следует отнестись к этим советам, если у вашего ребенка близорукость или предрасположенность к ней.

0 коммент.:

Отправить комментарий